Свойства воздушных масс таблица 7 класс

Методические рекомендации по использованию рекомендации по использованию набора ресурсов «Обучающие географические модели» Оглавление 1. Задачи, решаемые с помощью модели 1. Задачи, решаемые с помощью модели 1. Задачи, решаемые с помощью модели 1. Задачи, решаемые с помощью модели 1. Структура модели Введение Набора ресурсов «Обучающие географические модели» предназначен, прежде всего, для использования в курсах географии 6, 7 и 8 классов общеобразовательной школы, но может применяться и в других школьных курсах географии при изучении тем, требующих понимания климатических иных зональных закономерностей, их связи с высотой солнца над горизонтом и продолжительностью освещенности. Географические модели предназначены также для овладения способами ориентирования во времени и пространстве на основе наблюдений за временем и местом восхода и захода солнца и его видимым движением над горизонтом, продолжительностью дня и ночи на разных широтах Земли в любой из месяцев года. Универсальность набора ресурсов «Обучающие географические модели» заключается в том, что он может быть использован как для традиционного аудиторного, так и для дистанционного обучения. В аудитории информация либо выводится на большой экран для всего класса, либо работа с набором ресурсов организуется фронтально в компьютерном классе. Краткое описание структуры и состава набора ресурсов «Обучающие географические модели» В состав набора ресурсов «Обучающие географические модели» входят пять цифровых образовательных ресурсов: модель «Волшебный купол», модель «Волшебные часы», модель «Волшебный компас», модель «Думающая таблица» и ЦОР «Климат России: циркуляция воздушных масс», включающий обучающие интерактивные анимации. Географическая модель «Волшебный купол» является важнейшим компонентом структуры набора ресурсов и выполняет функцию цифровой и смысловой основы для других моделей. Для ЦОР, входящих в состав набора ресурсов «Обучающие географические модели», характерна многоуровневая структура. С помощью программной оболочки платформы осуществляется контроль знаний учащихся и самоконтроль как при работе с заданиями-тренажерами, так и при выполнении контрольных заданий. Эти два вида заданий завершают работу с каждой моделью. При выполнении любого из контрольных заданий пользователю, если он затрудняется с ответом, предоставляется возможность вызвать готовый ответ. Однако, в этом случае на экране появляется предупреждение: «Посмотрев ответ, Вы не сможете продолжить выполнение задания. Предупреждение должно стимулировать пользователя к продолжению самостоятельного поиска ответа. Если, вопреки предупреждению, выбирается показ готового ответа, пользователь получает за данное задание 0 баллов. Задания-тренажеры являются не только контролирующими, но и обучающими. В отличие от контрольных заданий, тренажеры позволяют вызвать подсказку, для чего под каждым заданием-тренажером размещены соответствующее указание интерактивное окно с названием модели. Обращение к действующей модели закрепляет представления пользователя о сложных астрономических процессах их географических следствиях. Обращение к модели как к подсказке в процессе выполнения задания-тренажера не снижает оценку. Уровень знаний учащихся определяется в процентах после выполнения всех заданий в подборке каждого вида тренажер или контроль. Работа пользователя с программой начинается с главного меню, которое отображено на экране. После клика на интерактивное название модели, с которой пользователь предполагает работать, на экране появляется список смысловых модулей, входящих в ее состав. Модули пронумерованы в логической последовательности в соответствии с содержанием авторского урока темы и снабжены названиями, например, «Представления древних о строении Вселенной», «Четыре знаменательные даты года» и т. Основываясь на содержании модулей, пользователь может решать различные образовательные задачи: получать готовую информацию, исследовать процессы и выявлять взаимосвязи и закономерности, повторять, обобщать и закреплять знания и представления, проводить самоконтроль в режиме ученик-пользователь или контролировать знания учащихся в режиме учитель-пользователь. Учитель-пользователь, в соответствии с собственным индивидуальным планом изучения темы и для решения конкретных задач урока, может использовать любой из модулей в отрыве от. Например, при изучении в 7 или 8 классе широтной зональности, для наглядного выявления ее причин полезно включить в план урока рабочий модуль «Волшебного купола» и «Волшебных часов» модули «Работа с моделью». Каждый модуль состоит из смысловых рабочих фрагментов, содержание которых является основой образовательного процесса. Фрагменты различны по содержанию и функциям. Они могут быть представлены статичными рисунками, фотографиями слайд-фильмамианимациями, анимациями с интерактивными элементами интерактивными моделями. Каждый фрагмент программы снабжен кратким комментарием. Комментарий может содержать основную мысль фрагмента, краткую дополнительную информацию по теме, реже – указания к дальнейшим действиям пользователя. Повторное нажатие кнопки «Звук» позволяет еще раз прослушать соответствующий комментарий. Если учитель ведет урок по собственному плану, он имеет возможность, выбрав и зафиксировав необходимый ему рисунок, анимацию или мультимедиа объект, отключить звуковое сопровождение и давать собственные комментарии. Для отключения звука предусмотрена опция «Звуковое сопровождение» см. Пользователь может при необходимости, неоднократно возвращаться к любому из фрагментов, воспроизводя его как в сопровождении дикторского текста, так и без. Чтобы настроить программу для работы в нужном пользователю режиме, в правом нижнем углу экрана предусмотрена кнопка «Показать настройки», обозначенная наклонной стрелкой и всплывающей подсказкой. При клике на нее появляется панель настроек, состоящая из пяти строк. Кликом на нижнюю строку «Помощь» вызывается инструкция по управлению кнопками и описание основных опций. Первые 4 строки в панели настроек носят название опций: «Показывать подсказки», «Звуковое сопровождение», «Останавливаться на всех ключевых кадрах», «Показывать шкалу времени постоянно». Этим достигается возможность варьировать режимы работы с программой учитель-пользователь, ученик-пользователь, смешанный режим, тренажер и др. Слева внизу могут быть расположены сменяющиеся кнопки «Запустить» и «Пауза», обозначенные общепринятыми значками и всплывающими подсказками. Кнопка «Пауза», возникающая на месте кнопки «Запустить», позволяет пользователю в любой момент прервать дикторский текст, приостановить процесс, происходящий на экране, и создать «стоп-кадр». Этот прием предоставляет учителю возможность дополнить дикторский текст и происходящее на экране соответствующими комментариями в любой момент, когда он сочтет это необходимым. В нижней части экрана расположена шкала времени. Она имеет вид линейки, поделенной на неравные отрезки, соответствующие основным смысловым фрагментам. Вдоль шкалы времени перемещается движок. По своему усмотрению, пользователь может с помощью левой кнопки мыши перетащить движок в любую часть линейки, вернуться к любому из предыдущих фрагментов или переместиться вперед к любому из последующих. Необходимо обратить особое внимание учителей, планирующих использовать программу в школьном образовательном процессе и, как правило, ограниченных во времени: независимо от ступени школьного образования, для получения максимального обучающего эффекта от использования данных ЦОР, их отдельных модулей и фрагментов, учителю необходимо заранее познакомиться с заложенными в них многочисленными возможностями. Особенно это касается блоков «Работа с моделью» применительно к «Волшебному куполу», «Волшебным часам» и «Волшебному компасу». Основанные на математических формулах, они позволяют вводить сразу несколько исходных параметров: полушарие северное или южноемесяц года любой из двенадцатигеографическую широту любую от 0° до 90°. В соответствии с этим, каждое из введенных сочетаний параметров отображается на экране по-своему в соответствии с реально существующим множеством ситуаций. Учителю следует иметь в виду, что при смене вводимых параметров нецелесообразно использовать шаг в 1–2° широты, поскольку изменения «картинки» будут практически неуловимы для. Очевидно, что шаг в 1 месяц также даст не слишком заметный зрительный эффект. В связи с этим, в зависимости от индивидуального плана урока и поставленных учителем конкретных задач, следует тщательно отобрать именно те значения изменяемых параметров, которые позволят на уроке наиболее эффективно использовать иллюстративные исследовательские возможности моделей при наименьшем расходе учебного времени. Модель «Волшебный купол» 1. Задачи, решаемые с помощью модели Основана на используемой в астрономии геометрии небесной сферы, которая, будучи преобразована в обучающую модель «Волшебный купол», становится доступной пониманию школьников. Использование модели «Волшебный купол» визуализирует представления учащихся об орбитальном и осевом вращениях Земли их связи с видимым движением солнца над горизонтом. Модель способствует пониманию школьниками изучаемых в школьных курсах географии сложных астрономических явлений и процессов их следствий осевое вращение Земли, смена дня и ночи, орбитальное движение Земли, смена времен года и т. Механизм функционирования «Волшебного купола» позволяет пользователю моделировать ситуации, в которых он может изменять время дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния и местоположение географическую широту наблюдателя на Земном шаре и при этом выступать в качестве самого наблюдателя за осевым вращением Земли и движением солнца по небосводу. Это позволяет учащемуся осознанно делать выводы и устанавливать взаимосвязи между географической широтой места, осевым вращением Земли, ее положением на орбите их географическими следствиями. Многообразие и сложность решаемых с помощью модели задач требует предварительного ознакомления пользователей-учащихся с ее устройством и функционированием. В связи с этим в сценарии программы предусмотрена логически обусловленная схема постепенного введения в модель. Она особенно важна при использовании режима «ученик-пользователь», но будет полезна и в режимах с участием учителя. В свою очередь, модель «Волшебный купол» является базой для понимания устройства и функционирования всех остальных моделей данного набора ресурсов. Структура модели Общая структура данной программы отражена в ее меню, а названия отдельных смысловых блоков модулей отражают их общее внутреннее содержание. Детальное содержание блоков модулей представлено ниже, что должно облегчить пользователю поиск нужного объекта во время сеанса работы с программой, а учителю – подготовку к уроку в зависимости от стоящей перед ним задачи. Представления древних о строении мира анимация 1. Видимое движение солнца над горизонтом в умеренных широтах 1. Земля и Вселенная по представлениям древних индийцев 1. Земля и Вселенная по представлениям древних вавилонян 1. Земля и Вселенная по представлениям древних египтян 2. Движения Земли анимация 2. Осевое вращение Земли вид со стороны экватора 2. Осевое вращение Земли вид со стороны Северного и Южного полюсов 2. Осевое вращение и орбитальное движение Земли совмещение процессов 3. Четыре знаменательные даты года анимация 3. Четыре особые точки на орбите Земли 3. Четыре знаменательные даты года 3. Освещенность Земли солнцем в день летнего солнцестояния 3. Освещенность Земли солнцем в день зимнего солнцестояния 3. Освещенность Земли солнцем в день весеннего равноденствия 3. Освещенность Земли солнцем в день осеннего равноденствия 4. Демонстрация модели анимация с описанием модели интерактивное задание 4. Описание модели и ее элементов 4. Пример работы модели 4. Модель «Волшебный купол» модель с изменяемыми параметрами 5. Обучение вводу параметров 5. Самостоятельный ввод параметров 6. Тренажер «Ключевые даты» закрепление и контроль знаний 7. Тренажер «Траектории движения солнца» закрепление и контроль знаний 8. Контрольные задания задания для контроля 1. Модель «Волшебные часы» 1. Задачи, решаемые с помощью модели 1. Модель «Волшебные часы» 1. Задачи, решаемые с помощью модели Данная модель основана, как и модель «Волшебный купол», на геометрии небесной сферы. Использование модели «Волшебные часы» дополняет визуальные представления учащихся о связи орбитального движения Земли, ее осевого вращения, видимого движения солнца над горизонтом в разные месяцы года с ходом времени, отражающегося на циферблате часов. Модель способствует пониманию школьниками причин различий в продолжительности дня и ночи на разных широтах Земли и подводит к пониманию зависимости притока солнечной радиации на разных широтах не только от высоты солнца над горизонтом, но и от продолжительности освещенности. Механизм функционирования «Волшебных часов» расширяет и дополняет возможности модели «Волшебный купол». Пользователю предоставляется возможность моделировать ситуации и анализировать освещенность Земли солнцем не только в ключевые даты года дни равноденствий и солнцестоянийно и в любой из месяцев года. Одновременно модель «Волшебные часы» способствует формированию умения школьников ориентироваться во времени, а именно, определять время захода солнца по времени его восхода и наоборот, вычислять продолжительность светового дня и продолжительность ночи, решать другие практические жизненные задачи. Для знакомства пользователей-учащихся с устройством модели и ее функционированием, в сценарии программы предусмотрено два предваряющих блока. Как и в модели «Волшебный купол», они могут использоваться учителем в процессе изучения на уроках соответствующих тем школьной программы, но особенно важны в режиме «ученик-пользователь». Помимо основных задач, решаемых с помощью модели, учитель может использовать программу для отработки учащимися навыков работы с картами разных масштабов мира, России, своего региона. Поскольку при работе с моделью требуется введение географической широты тех или иных пунктов на земной поверхности, учитель дает задание учащимся самостоятельно определить по карте географические координаты заранее подобранных конкретных пунктов столиц государств, крайних точек материков или территории России, крупных городов и т. Определив координаты по карте, ученик использует их в качестве параметров в работе с моделью. Географическая модель «Волшебные часы» способствует также установлению межпредметных связей с математикой, в частности, при вычислениях продолжительности дня и ночи, времени восхода или захода солнца. Изображение циферблата часов, разделенного на желтый дневной и голубой ночной секторы помогает формированию представлений о круговых диаграммах. При каждом новом вводе параметров географической широты и месяца года окрашенный циферблат часов являет собой круговую диаграмму продолжительности дня и ночи. С помощью этих изображений и численных значений времени можно решать задачи на доли и проценты. Структура модели Как и в предыдущей программе, названия отдельных смысловых блоков модулей отражают их общее внутреннее содержание. Детальное содержание блоков представлено ниже. Осевое вращение Земли и счет времени анимация 1. День и ночь на небесной сфере 1. Понятие о солнечных часах 1. Устройство солнечных часов 1. Связь суточного вращения Земли с ходом часов 2. Демонстрация модели «Волшебные часы» анимация 2. Часы с 24-часовым циферблатом 2. Взаимосвязь движения солнца и хода часов 2. Плоскость горизонта и циферблат. Превращение «Волшебного купола» в «Волшебные часы» 2. Пример работы «Волшебных часов» в дни равноденствия на любой широте 2. Пример ввода параметров 2. Положение Земли на орбите в зависимости от выбранного месяца года 2. Пример вычисления продолжительности дня и ночи по «Волшебным часам» 3. Модель «Волшебные часы» модель с изменяемыми параметрами 3. Тренажеры закрепление и контроль знаний, решение задач с помощью модели 5. Город Хельсинки в качестве примера выбран не случайно. С одной стороны, этот город расположен в умеренных широтах, как и большинство городов России, в частности, близок по своему широтному положению к Санкт-Петербургу. Хельсинки - столица европейского государства-соседа. Прием выбора столиц зарубежных стран как объектов для ввода в модель их географической широты учитель может использовать в качестве опережающего задания по знакомству учащихся со странами мира их столицами. В целом при работе с моделью методически правильно не просто задавать учащимся некоторые абстрактные значения широты, а предлагать им определять по картам атласа широту заранее определенных учителем точечных объектов на земном шаре высочайших вершин, глубочайших впадин, других уникальных объектов, населенных пунктов и т. При выборе вводимых параметров пользователь должен иметь в виду, что в низких широтах разница в продолжительности дня и ночи в любой месяц года очень медленно изменяется по мере удаления от экватора и становится более или менее заметной для глаза наблюдателя пользователя лишь вблизи тропиков. Поэтому, в целях экономии учебного времени, авторы рекомендуют не вводить параметры в диапазонах, к примеру, 1° 19°. При выборе пользователем широт в диапазоне 67° 89°. С помощью данной модели это невозможно продемонстрировать, поскольку она допускает выбор диапазона величиной в 1 месяц. Поэтому вместо действующей модели на экране появляется текст: «За полярными кругами обычная смена дня и ночи происходит только в те месяцы года, когда не бывает полярного дня или полярной ночи. Их продолжительность быстро изменяется с каждым градусом широты. Выберите широту 70° или 80°"». Данные два примера в сочетании с имеющимися данными для Северного и Южного полюсов являются достаточными для того, чтобы с помощью модели продемонстрировать в сравнении описанную выше закономерность. Для некоторых особых значений широты в сочетании с определенными месяцами года предусмотрены различные варианты дикторского текста, комментирующего специфику смены дня и ночи их продолжительности. В частности, это касается Северного и Южного полюсов, Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов и, как отмечалось выше, 70° и 80°. Определите их продолжительность самостоятельно». В этих случаях модель работает как тренажер: либо для ученика-пользователя, работающего самостоятельно, либо для учащихся, исследующих явление в соответствии с заданиями учителя. Предполагается, что при подготовке к уроку учитель заранее отбирает те значения широты и те месяцы года, которые позволят ему наиболее ярко продемонстрировать учащимся закономерности изменения долготы дня и ночи по месяцам и сезонам года на разных широтах и дать собственные комментарии. Модель «Волшебный компас» 1. Задачи, решаемые с помощью модели Модель «Волшебный компас» основана, как и две предыдущие модели, на геометрии небесной сферы, положенной в основу модели «Волшебный купол». Использование модели «Волшебный компас» позволяет визуализировать представления школьников об основных и промежуточных сторонах горизонта, о различных способах ориентирования по солнцу, о причинах сложности или невозможности применения этого способа ориентирования на широтах, близких к экватору, а также за полярными кругами в определенные промежутки времени. Модель обучает внесению поправок при ориентировании в период действия в нашей стране зимнего декретного и летнего времени и решению практических задач. Пользователю предоставляется возможность моделировать ситуации и определять по видимому на небосводе солнцу стороны горизонта на различных географических широтах в разные месяцы года. Для знакомства пользователей-учащихся с устройством модели и ее функционированием, в сценарии программы предусмотрено два предваряющих блока. Они могут использоваться учителем в процессе изучения на уроках соответствующих тем школьной программы, но особенно важны в режиме «ученик-пользователь». Ориентирование на местности анимация 1. Понятие об ориентировании 1. Ориентирование по Полярной звезде 1. Ориентирование по местным признакам 1. Стороны горизонта на компасе 1. Принцип работы гирокомпаса 1. Демонстрация модели «Волшебный компас» анимация 2. «Волшебный купол» и компас 2. «Волшебный купол», компас и часы 2. Пример работы «Волшебного компаса» в дни равноденствия на 50°. Пример ввода параметров 2. Положение Земли на орбите в зависимости от выбранного месяца года 2. Пример определения сторон горизонта по «Волшебному компасу» 3. Модель «Волшебный компас» модель с изменяемыми параметрами 3. Тренажеры закрепление и контроль знаний, решение задач с помощью модели 5. Ориентироваться по полуденному солнцу, когда оно находится в зените, невозможно. Следует помнить: если на экваторе солнце в полдень бывает в зените в марте и сентябре в дни равноденствиято на других широтах между тропиками – тоже два раза, но в другие месяцы года. В эти периоды нельзя ориентироваться по солнцу не только в полдень, но и во время, близкое к полудню. В другие месяцы года в низких широтах, когда солнце не бывает в зените, ориентироваться по полуденному солнцу также довольно сложно, т. При этом, чем ближе к экватору, тем труднее ориентироваться по полуденному солнцу в течение всего года. Следует также помнить, что между тропиками полуденное солнце можно видеть с земли как в северной, так и в южной стороне горизонта. Это зависит от сочетания двух параметров – географической широты и месяца года. Модель позволяет продемонстрировать все эти ситуации во всех возможных сочетаниях, однако авторы рекомендуют учителю, в целях экономии времени, выбрать какую-либо одну или две параллели вблизи экватора к примеру, 5°. Желательно, чтобы они сопровождались комментариями учителя. Как правило, отображаемая с помощью «Волшебного компаса» специфическая ситуация видимого движения солнца над горизонтом сопровождается тем или иным текстовым комментарием, объясняющим особенности ориентирования по солнцу на данной широте в данный месяц года. Однако в ряде стандартных случаев под «Волшебным компасом» вместо комментария предусмотрен вопрос : «В какое время суток в этом месяце на данной широте определять стороны горизонта легче всего? Авторы обращают внимание учителей-пользователей на то, что такой же вопрос может появиться в случаях, когда солнце вовсе не показывается над горизонтом полярная ночь в тот или иной период года. Учителю следует обратить внимание учащихся на это явное противоречие, использовать противоречивую ситуацию для выработки у учащихся умения видеть несоответствия и потребности исправить их, предложив свои варианты вопросов или комментариев. ЦОР «Климат России: циркуляция воздушных масс» 1. Задачи, решаемые с помощью модели ЦОР «Климат России: циркуляция воздушных масс» представляет собой разработку, базирующуюся на нескольких в значительной степени оригинальных картографических схемах, разработанных авторами. Использование ЦОР «Климат России: циркуляция воздушных масс» в курсе «География России» 8–9 классов помогает визуализировать во многом абстрактные представления учащихся о климатообразующих факторах и процессах, важнейшими из которых являются циркуляция воздушных масс на территории нашей страны их трансформация. Содержание данной компьютерной программы способствует освоению учащимися основ климатического районирования Алисова, базирующегося на доминировании и смене разных географических типов и подтипов воздушных масс. Традиционная сложность темы «Климат России», взаимосвязь и взаимообусловленность многочисленных климатообразующих факторов и процессов потребовали предварить основное содержание программы выявление пространственных закономерностей вводным материалом, в определенной мере основанным на жизненном опыте учащихся. Такая логическая схема построения сценария программы должна помочь учащимся, опираясь на собственные ощущения, представления и ранее полученные знания, осознанно делать выводы и устанавливать взаимосвязи между атмосферным давлением и циркуляцией воздушных масс по сезонам года, выявлять границы климатических регионов, рассматриваемых в школьном курсе географии России. Программа призвана способствовать освоению учебного материала как в режиме «ученик-пользователь», так и в режимах с участием учителя. Основные черты климата России анимация с комментариями 1. Сезонность климата России 1. Разнообразие климата России 2. Шарообразность Земли и ее климатические следствия на территории России анимация с интерактивными элементами 2. Шарообразность Земли и солнечная радиация 2. Протяженность территории России с севера на юг 2. Географическая широта характерных точек. Зависимость климата от свойств подстилающей поверхности анимация 3. Особенности климата гор 3. Особенности климата внутренних районов 4. Господствующие ветры летом 4. Воздушные массы и климат анимация с интерактивными элементами 5. Свойства воздушных масс, формирующих климаты России 5. Тренажеры Закрепление и контроль знаний 7. Опираясь на высоту солнца и продолжительность освещенности в разные сезоны года, целесообразно дать учащимся задание по картам атласа определить, какие температуры воздуха характерны для этих широт летом и зимой. Можно также использовать публикуемые в учебниках и атласах климатограммы не только для данных пунктов, но и для других пунктов на этих же широтах. Кроме того, если позволяет время на уроке, можно перейти к программам «Волшебный купол» и «Волшебные часы» и продемонстрировать угол падения лучей и продолжительность освещенности на других промежуточных широтах, в пунктах, находящиеся, к примеру, в разных климатических поясах. Для этого учителю необходимо заранее подобрать соответствующие пункты либо предложить это сделать учащимся прямо на уроке. При этом учащиеся не только тренируются в определении географических координат, но и запоминают географические названия. Равнинность территории – одна из причин значительной заселенности и освоенности территорий по сравнению с расположенными рядом горами. При работе с этим фрагментом программы целесообразно дать учащимся задание на сравнение карты рельефа России и карты плотности населения опережающая информация и предложить им на конкретных примерах найти подтверждение данной закономерности. Естественно, учитель должен обратить внимание учащихся на то, что сравнение должно быть корректным, то есть проводиться при прочих равных условиях равных хотя бы в самых общих или главных чертах. Например, по понятным причинам, нельзя сравнивать заболоченную Западносибирскую равнину со Средним и Южным Уралом. Здесь целесообразно повторить одну из важнейших причин температурных различий теплоемкость воды и земной твердиа также понятие амплитуды температур. Необходим комментарий учителя к смене давления по сезонам над материками в данном случае, Евразией и океанами. Необходим комментарий учителя к некоторому изменению направления ветров западного переноса по сравнению с летним сезоном. Обратить внимание учащихся на взаимное расположение Азорского максимума и восточной окраины Исландского минимума, а также на роль Азиатского максимума как препятствия для западного переноса. Модель «Думающая таблица» Модель позволяет производить вычисления, связанные с изменениями температуры воздуха, скорости ветра и температурными тактильными ощущениями человека. Она может быть использована в учебном процессе как самостоятельный ЦОР, расширяющий представления учащихся о влиянии факторов неживой природы на живые организмы и, в частности, на организм человека. «Думающая таблица» может быть использована как самостоятельный ЦОР, а может рассматриваться в качестве дополнительного элемента к модели «Климат России: циркуляция атмосферы». Она позволяет связать воедино знания о климате России с личным опытом учащихся на уровне температурных ощущений. «Думающая таблица» помогает решать жизненные задачи, в частности, правильно подбирать верхнюю зимнюю одежду, обувь и головной убор в соответствии с прогнозом погоды, то есть учитывать не только температуру воздуха, но и скорость ветра. Режимы использования набора ресурсов «Обучающие географические модели» Использование набора ресурсов «Географические модели» возможно в разных режимах: «учитель-пользователь», «ученик-пользователь» и «комбинированный». Каждый из режимов предусматривает вариативность сценариев работы с программой в зависимости от стоящих перед пользователем задач. Комбинированный режим позволяет учителю в рамках одного сеанса урока перевести программу из режима «учитель-пользователь» в режим «ученик-пользователь» и обратно, комбинируя их по своему усмотрению. Использование разных режимов позволяет применять различные формы организации учебной деятельности учащихся – фронтальную, групповую индивидуальную. Для индивидуального занятия пользователю необходим персональный компьютер, установленный дома или в компьютерном классе. Фронтальная и групповая формы работы организуются учителем либо в компьютерном классе, либо в классе с одним компьютером и мультимедиа-проектором. Один компьютер и мультимедиа-проектор. Учитель сам определяет объем работы с программой и последовательность своих действий. Он может во время сеанса урока или серии сеансов уроков строго следовать заложенному в программу и логически завершенному сценарию, который предусматривает последовательную работу со всеми блоками с 1 по 5 включительновходящими в них модулями и фрагментами. Учитель может действовать и по собственному сценарию, вписывая в урок серию уроков отдельные составные части программы блоки, модули или фрагменты. В обоих случаях учитель, если считает необходимым, комментирует изображение на экране, предваряет или дополняет текст диктора или печатный текст, задает предваряющие или уточняющие вопросы, регулирует время работы с тренажерами, интерактивными анимациями и моделями. Организуя проверку знаний учащихся, учитель может обращаться с вопросами к классу или к конкретным ученикам, чьи ответы вводит в компьютер и получает реакцию программы, отображаемую на большом экране. Режим «Ученик-пользователь» Персональный компьютер ученика. Этот режим предусматривает индивидуальную форму работы учащегося с программой. Ученик может во время сеанса строго следовать заложенному в программу сценарию и последовательно работать со всеми блоками, модулями и фрагментами, а может действовать и по собственному сценарию и выбирать те составные части программы, с которыми хочет поработать или которые были рекомендованы учителем в качестве дополнительного или домашнего задания. В обоих случаях ученик следует указаниям диктора текстанаправляющего его деятельность и комментирующего фрагменты. Ученик самостоятельно работает с тренажерами и моделями, вводя те данные, которые считает необходимыми, и определяет последовательность решаемых с их помощью задач. Режим «Комбинированный» Компьютерный класс и мультимедиа-проектор. Учитель определяет последовательность работы с блоками, модулями и фрагментами. Те из фрагментов, которые учитель считает необходимым дополнительно прокомментировать и обсудить с учащимися информационные, тренажеры и т. Фрагменты, содержащие интерактивные анимации и действующие модели, учитель может перевести в режим «Ученик-пользователь», предоставив учащимся возможность самостоятельного ввода данных по их желанию или по заранее заготовленному учителем заданию. В этом случае роль учителя сводится к регулированию времени, отводимого на работу учащихся с интерактивными анимациями и моделями, а также на выбор последовательности решаемых с их помощью задач. Перед проверкой знаний учащихся модуль «Контроль знаний» учитель может предложить ученикам поработать с модулем «Закрепление знаний» в режиме «Ученик-пользователь». Если в соответствии с изучаемой темой учитель считает необходимым или полезным использование набора ресурсов «Географические модели», он «вписывает» в свой собственный сценарий отдельные фрагменты, модули или блоки программы. К примеру, для контроля знаний учащихся 6 класса по теме «Суточное и годовое движение Земли» учитель может воспользоваться фрагментом «Тесты» или фрагментом «Контрольные задания» из модуля 5. При изучении в 8 классе темы «Климат России» и повторении роли климатообразующих факторов – фрагментами модуля 4. Интерактивные географические модели и приемы работы с ними Одним из приемов работы с моделью является наблюдение за процессами, происходящими на экране. Наблюдение – исключительно важный прием работы с моделями, особенно для учащихся 6 класса. Правильные представления о движениях Земли в Космосе закладываются в начальном курсе физической географии, поэтому очень важно, что бы учащиеся правильно представляли себе образ Земли. В модели предусмотрена возможность перехода от наблюдения за планетой со стороны экватора, Северного и Южного полюсов. На основе наблюдений учащиеся могут делать правильные выводы. Зная, что Солнце всегда восходит на востоке и вращается в одну сторону и наблюдая Землю то со стороны Северного, то со стороны Южного полюса, учащиеся делают вывод, что с разных точек наблюдения ее видимое вращение происходит либо по часовой стрелке вид с Южного полюсалибо против часовой стрелки вид с северного полюса. Смена позиции наблюдения из космоса за вращающейся планетой обусловлена интерактивным характером модели. Интерактивный характер действующих моделей обеспечивает возможность изменения различных параметров и проведения виртуальных экспериментов. На их основе каждый пользователь может самостоятельно выявлять взаимосвязи между сложными астрономическими процессами и явлениями и земными событиями. На основе экспериментов с действующей моделью Земли, у школьников формируется наглядное и одновременно научное представление о причинах смены дня и ночи и ходе времени; взаимосвязях между суточным вращением, орбитальным движением Земли, наклоном земной оси к плоскости орбиты и сменой времен года. Модель «Волшебные часы» позволяет сравнивать высоту солнца над горизонтом угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность освещенности продолжительность дня и ночи на разных широтах Земли в одно и тоже время года и делать выводы о важнейшей причине зональных закономерностей в природе. Одним из приемов работы с моделью являются вычисления продолжительности долготы дня и ночи, времени восхода солнца по времени его захода и наоборот. Изменение параметров месяц года, географическая широта места, полушарие в модели «Волшебный компас» формирует навыки ориентирование на местности по солнцу в периоды его восхода, захода и кульминации. Моделирование процессов охлаждения тела при изменяющихся параметрах температуры воздуха и скорости ветра способствует решению жизненных задач на основе знания соответствующих закономерностей. Действующие географические модели актуализируют прием сравнения объектов и явлений, выступающий одновременно в качестве одного из важнейших приемов мыслительной деятельности и обучения.