Уровни экономики и их характеристика

Булатов "Экономика", Раздел I, Глава Экономические системы их сущность. Типы и модели экономических систем. Рыночная экономика свободной конкуренции чистый капитализм. Совершенная рыночная экономика совершенный капитализм. Административно командная система централизованная плановая, коммунистическая. Модели в рамках систем. Брю, "Экономикс", Часть 1, Глава 2. Нордхаус, "Экономика", Часть Основополагающие принципы, Глава 1. Основы экономики, Б Три проблемы организации экономики. Рыночная, командная и смешанная экономика. Шмалензи "Экономика", Часть 8. Мировая экономика, Глава 40. Маркс и его экономическая теория. Распределение ресурсов при классическом социализме. Другие стороны коммунистического блока. Социализм, развитие и конвергенция. Понятие экономической системы и ее элементов. Понятие системы используется практически во всех науках. Наиболее общим определением системы является понимание ее как некоторой упорядоченной совокупности элементов, обладающей организованностью, и способностью выполнять ряд таких функций, которые не могут быть выполнены ни одним из отдельных элементов. Для характеристики системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Структура системы - это взаимосвязи между ее элементами. Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Она состоит из малых экономических систем различных уровней подсистем -домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др. Основными элементами экономической системы являются: Социально-экономические отношения между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности. Организационные формы хозяйственной деятельности. Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т. Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности. Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями. Существуют многочисленные критерии, по которым можно классифицировать экономические системы. Одним из них является, например степень Этот критерий применим для характеристики как экономических систем в целом, так и всех ее подсистем. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Открытой является также фирма, участвующая в кооперации труда, осуществляющая научно-техническое, торговое или иное сотрудничество с другими фирмами и организациями. Открытой является отрасль, если нет препятствий для входа в нее новых предпринимателей. Если же система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она недоступна для новых фирм, то она является закрытой системой. Можно сказать, что закрытой по отношению к мировому хозяйству была мировая социалистическая система хозяйства, ибо сотрудничество в ней замыкалось рамками самой системы. Замкнутыми бывают отдельные производства, что особенно характерно для предприятий военно-промышленного комплекса, сферы освоения космического пространства. Отчасти закрытыми являются предприятия, занимающиеся разработкой технических и научных новшеств. Наиболее распространенным критерием деления экономических систем на типы на макроуровне являются формы регулирования экономической жизни. В соответствии с ними принято выделять две и две системы. Рыночные системы: частная собственность на все виды инвестиционных ресурсов; рыночный механизм действует на основе свободной конкуренции, т. Результат их деятельности зависит от объема предлагаемых на рынке производственных ресурсов, численности и состава трудовых ресурсов и, естественно, от величины спроса на производимую продукцию; цена складывается на основе спроса и предложения; низкая социальная защищенность. Экономика свободной конкуренции сформировалась в середине XVIII. Кроме вышесказанного, для нее характерным было рассеяние экономической власти, когда никто из субъектов рынка не мог ущемить интересы друг друга: только ограниченность ресурсов и конкуренция производителей и потребителей выступали теми реальными факторами, с которыми приходилось считаться субъектам рыночных отношений. Государство в этой системе не вмешивалось в экономическую жизнь. Его задача сводилась к тому, чтобы гарантировать право частной собственности, соблюдать строгий правовой порядок в обществе. Подобную ситуацию на рынке Смит характеризовал как Laissez faire, что в буквальном смысле означает "пусть идет, как идет" или "пусть идет своим чередом". Строго говоря, в чистом виде такая система никогда не существовала, поскольку в период становления капитализма длительное время ощущалось давление пережитков предшествовавшей феодальной системы хозяйства. Речь идет о цеховых ограничениях, гнете ростовщического капитала, отсутствии инфраструктуры рынка, сословных пережитках и т. Тем не менее можно говорить о том, что в течении нескольких десятилетий второй половины XIX. В дальнейшем на рынке начали сталкиваться две силы - экономическая мощь государства и система индивидуального предпринимательства, стремящаяся к экономической независимости. Тенденции к объединению все ощутимее начали проявляться и среди ранее свободных индивидуальных собственников, что в конечном счете привело к появлению и господству монополии. В настоящее время классического капитализма или системы чистого рынка свободной конкуренции уже нет ни в одной стране. Основные черты: возникновение и развитие государственной собственности; активное вмешательство государства в экономическую деятельность; создание достаточно сильной системы социальной защищенности, в т. В большинстве стран современного мира переплетаются элементы обоих вышеназванных типов экономических систем хозяйствования, что позволяет определить в качестве еще одного самостоятельного типа смешанную экономику. К смешанной относится экономика, в условиях которой существуют предприятия и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности использующие разнообразные формы хозяйствования. Такая экономика была и в нашей стране в 20-е гг. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм, или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм, как и социалистический уклад, олицетворял командную экономику, только один из них - частную, а другой - общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной; наконец, патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Связующим звеном в этой сложной и весьма противоречивой системе хозяйства выступал рыночный механизм. Смешанной экономикой являются национальные хозяйства современных цивилизованных стран. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах существуют государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, индивидуальные частные фирмы. Эти сферы экономики находятся под влиянием рыночного регулирования и под государственным воздействием. В то же время существует множество национальных моделей смешанной экономики. Нерыночные системы: низкий уровень производительности труда; ярко выраженные многоукладность экономики сочетание предприятий, относящихся к разным экономическим эпохам ; переплетение экономики с традициями примером может являться Индия, где традиционное кастовое деление общества мешает развитию экономики ; Высокая роль иностранного капитала. Этот тип экономики присущ многим отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются здесь на обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы предопределяют устои экономической жизни и социальной деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. С учетом этого разные общества используют различные институты для решения проблемы редкости ресурсов и максимизации достигаемых результатов. То, что выгодно для одной страны, становится непригодным для. Распространение редких ресурсов весьма неравномерно на территории нашей планеты. Так, страны Ближнего Востока богаты нефтью, что позволяет им аккумулировать огромные общие доходы, однако их распределение происходит неравномерно. Формируется бедность одной части населения и богатство. В результате общество, богатое естественными ресурсами, испытывает недостаток в капиталах, трудовых ресурсах. Населения трудоспособного возраста может быть в избытке, но, как правило, в силу нищеты и бесправия оно безграмотно, стоит в стороне от мировой культуры и не в состоянии распоряжаться естественными и созданными людьми экономическими ресурсами. Проблема усугубляется тем, что во многих этих стран весьма распространены коррупция и взяточничество, произвольно формируется налоговая система, являющаяся льготной для богатых слоев населения, но разорительной для бедных. Политические решения обычно принимаются в угоду "сильным" слоям населения, а не в интересах нации в целом. Эти особенности десятилетиями и столетиями довлеют над социально-экономическими преобразованиями многих стран, препятствуя продвижению к цивилизованным экономическим системам. Основные черты: полное господство государственной формы собственности; наличие единой централизованной системы планирования; бюрократизм. Типичным примером командной экономики являлась социалистическая коммунистическая система хозяйства бывшего Советского Союза. Она продолжает сохраняться в ряде стран и. При командной экономике объем производства, его структура, размеры потребления и уровень цен устанавливаются централизованно, посредством государственого планирования. Общегосударственное планирование возможно, благодаря господству общественной собственности на средства производства и создаваемые блага и услуги. Планы составляются для национальной экономики в целом, для региональных структур и отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов включает два встречных движения: снизу вверх и сверху. Первоначально планы разрабатываются первичными звеньями экономики, причем за основу берутся достижения и механизм функционирования производства прошлых лет. Эти планы передаются вышестоящим структурам, где они взаимоувязываются и в виде единого плана министерств или ведомств адресуются государственным плановым органам, где проходят корректировку и взаимоувязку и утверждаются как единый общегосударственный план социально-экономического развития, обязательный для выполнения всеми структурными звеньями экономики. Процесс составления плана и его реализация предполагают использование некоторых инструментов рыночного механизма цены, деньги. Однако важным здесь считается то, чтобы рыночный механизм не выступал регулятором установления народнохозяйственных пропорций и определения уровня цен. Плановая командная экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один государственный орган управления не может четко определить запросы в ресурсах каждого производства. С учетом этого формируются общественные запросы к централизации экономической деятельности или к свободе рыночных отношений. Хотя чрезмерная централизация считается свойством социалистической системы хозяйства, тем не менее и многие развитые, и развивающиеся страны в определенные периоды также прибегают к жестокому государственному регулированию экономики. Это наблюдалось, например, в период Великой депрессии 1929-1933 гг. В настоящее время механизм планового регулирования в тех или иных масштабах используется практически во всех странах. Основные черты характеристики : ориентация на достижение экономического успеха; всестороннее развитие и поддержка предпринимательства; высокий уровень производительности труда, научно-технического прогресса; не ставится, не рассматривается задача социального равенства; для необеспеченных и малообеспеченных модель предусматривает создание за счет льгот и пособий более или менее приемлемого уровня существования; предусматривает государственное вмешательство на макроуровне. Задача государства - обеспечение макроэкономического равновесия и поддержание стабильной рыночной конъюнктуры. Для Шведской модели характерны: ориентация на социальное равенство сильная социальная политика ; высокий уровень производительности труда. Модель получила название "функциональной социализации". Здесь функция производства ложится на частные предприятия, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство. Основные черты: акцент на развитие мелкого и среднего производства и на развитие фермерского хозяйства в последующем - на крупное производство ; курс на сильную социальную защищенность но не на выравнивание социальных доходов ; развитая система медицинского страхования; развитая система образования; развитая система пенсионного обеспечения. Главная черта, характеризующая эту модель, заключается в значительном отставании роста заработной платы от роста производительности труда, что позволяет резко снизить себестоимость товаров и обеспечить высокую конкурентоспособность японских товаров на мировых рынках. Такая модель возможна только при высоком уровне национального самосознания, готовность населения к самопожертвованию, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека. Эта модель имеет много общего с Японской, в то же время ей присущи и свои специфические особенности: упор на крупное производство; большая роль иностранного капитала; четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями.