Моделирование на уроках окружающего мира

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках окружающего мира 1. Чермошенцева Развитие креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира Тамбов, 2013 Анннотация: в брошюре представлены материалы изопыта работы Чермошенцевойучителя начальныхклассов МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» р. Сухомлинский Современное информационное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с креативным мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования. Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. УМК «Школа России», даёт возможность учителю творчески подходить к организации методов и приёмов развивающего обучения младших школьников. Сущность опыта Отличительной особенностью ФГОС в начальной школе является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировкистандартауказывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности младшего щкольного возраста. Выдающийся немецкий мыслитель Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребёнка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Именно обучающиеся начальнойшколы имеют богатейшие возможностидля развития креативных способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного мышления учащихся. Все согласятся с тем, что содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует и развитию креативного мышления в учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем я знаю, что на «голом месте» творческийинтерес у детей не возникает. Его нужно поддерживать и развивать. Известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие для развития креативного мышления и познавательной деятельности школьников. Креативное мышление обучающихся — процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. У ребенка с самого детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и нужно заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить; если оригинальная новая 6 мысль, высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой, необходимо обязательно предлагать. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления. Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, — метод проблемного обучения. Суть заключается в постановке проблемы, познавательной задачи, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Развитие креативного мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значитпотребность в новойинформации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества инициативы в самостоятельном приобретении знаний. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Для своих уроков пользуюсь интернет - ресурсами. На многих образовательных сайтах нахожу «изюминки» для своих творческих уроков. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только знакомство с материалами учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:большой объем информации; неумение работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий; некоторые темы являются достаточно сложными. Теперь каждый может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно. ИКТ позволяет демонстрировать на уроке: фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работавсем классом, и группами, индивидуальная работа. Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно- значимым приобретением. Все согласятся с тем, что содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует развитию креативного мышления к учебно-познавательнойдеятельности. Вместе с тем я знаю, что на «голом месте» творческий интерес у детей не возникает. Его нужно поддерживать и развивать. Технология опыта Одна из основных задач современной школы — становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого в широком смысле слова. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира. Они очень разнообразны имеют широкое применение в учебном процессе. Методы обучения Методы обучения — это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителя и обучающихся. Для наглядности я представлю их нижеследующими схемами. Пассивный метод схема 1 — это форма взаимодействия обучающихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненныхдирективам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможностьпреподнестисравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Активный метод схема 2 — это форма взаимодействия обучающихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если 10 пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавныеигры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Методы заключаются в следующем: обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги цветы, яблоки, груши, разноцветныелисты и предлагается попробовать болеечетко определить, что они ожидают хотели бы получить от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. Интерактивный «Inter» - это взаимный, «act» - действовать — означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал. Следовательно, основными составляющимиинтерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающими. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Эта работа также проходит в группах, ученики оказывают необходимую помощь друг другу. Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет мне повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности учеников, а также создавать условия для достижения успешности всеми обучающими. На своих уроках окружающего мира я использую активный интерактивный методы. Для развития креативного мышления применяю традиционные практические, наглядные и словесные методы. К практическим методам относятся различные упражнения. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Упражнения на развитие мышления: Назови общим словом. Поставь в нужной последовательности. Установление причинно- следственных связей. Найди закономерность … Памяти: Запомните картинки слова и назовите. Работа с текстом: прочитать и ответить на вопросы. Запоминание слов, чисел, дат… Внимания: Найди спрятанныеслова. «Да» и «нет» не говорите. Угадай предмет с помощью наводящих вопросов. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра — это самое серьезное. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей. Для эффективности развития креативного мышления у детей необходимо соблюдать условия: - развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; - задания-ступенькисоздают условия, опережающие развитие способностей; - творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я применяю различные игровые приемы. Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности — умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т. Чем младше обучающиеся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего 14 мира должна занимать игра, особенно в первых и во вторых классах. Во время игры дети получают возможностьвысказать неправильноесуждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнокне опасается сказать что-то не так ведь это говорит его герой. При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель задачуигровое правило, игровое действие. Приведу примеры дидактических игр, используемых на уроках окружающего мира. Дидактическая цель игры — это - то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например, при изучении темы «Времена года», я использую игру «Что изменилось?» Она учит детей замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, фантазию, творчество. Предлагаю детям поспорить на тему: «Кто главнее?» Ребята спорят, и даже создаются команды болельщиков, например команды «Зима» и «Лето». При изучении темы «Животные» применяю игру «Кто это?» Данная игра развивает умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом проводим игру - пантомиму «Изобрази животное». Дети должны угадать, какое животное изобразил их товарищ. Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами стеклянный, деревянный, круглый, бархатный и т. Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая его из мешочка, определяет его свойство. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель. Вопросы могут быть следующие: Кто из этих животных не живет в тайге? Все ли перечисленные растения являются лекарствами? Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочеталив себе противоречивые качества — например, были большими и трусливыми трусливый осёл, трусливый лев или маленькими и смелыми смелая мышка, смелый воробей. Очень любят ребята игры «Поле - Чудес», «Самый умный». На них мы выбираем лучшего эрудита по экологии. «Рассказ по карточкам» используется при повторении темы «Где живут белые медведи и слоны? Дети внимательно изучают текст учебника. Затем любойученик из команды тянет жребий — билетик с указанием фразы, слова. Обучающимся предлагается составить предложение, в котором были 16 бы использованы вытянутые слова. В данной игре использовался следующий набор слов: Пингвины Белый медведь Антарктида Южный полюс Слон Северный полюс Саванна Тропический лес В результате проведения этой игры я сделала следующие выводы: школьников необходимо разбивать на команды, так, чтобы в команде были сильные, средние, слабые. Здесь тренируются быстрота реакций, напрямую зависимая от знаний предмета, память. Элемент командной игры является эффективным средством, так как в этой игре у ребят возникает трудность грамотно и логически верно составлять предложения. В данной ситуации сильные и средние ученики могут помогать слабым, а учитель должен использовать этот случай для создания ситуации успеха и давать возможность высказыватьсякаждому. Эта игра вызвала у ребят затруднение, но я считаю, что ее необходимо использовать, поскольку, она позволяет развивать коммуникативные навыки. Дети любят выполнять это задание на интерактивной доске. При изучении темы «Планеты солнечной системы» детям предлагается задание на доске или набор карточек, содержание карточек 17 может быть выражено в словах, рисунках. На доске написаны или вывешены слова «да» и «нет». Дети знакомятся с содержанием карточкии определяют, вывешивая свою карточку к тому или иному слову. Луна сама не испускает света; она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Луна — это звезда. На Луне нет воздуха, поэтому люди там жить не могут. Автоматический аппарат, который люди отправляют на Луну, называется землеход. Луна — это естественный спутник Земли. Белые и голубые звезды — очень, очень холодные. Звезды — это огромные пылающие шары. Астроном — это человек, который изучает звезды и небесные тела. Солнце — самая большая звезда. Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что они расположены далеко от Земли. На Луне есть воздух и вода. Солнце — это ближайшая к Земле звезда 16. На Луне живут люди. Игра «Да- нет» позволяет в занимательной форме повторить материал. Эта игра не составила большой трудности у ребят. Однако нужно Да Нет 18 отметить, что игра все-таки серьезная, посколькутребует от учащихся знания материала. Игра «Кто хочет стать отличником». Данную игру рекомендуется применять при закреплении пройденного материала за 4 класс. В этой игре могут принять участие все обучающиеся класса. У детей вырезаны три полоски разных цветов красный, зеленый, синий Они обозначают: красный — помощь класса; синий- 50 на 50; синий- подсказка книги. Обучающимся раздаются листы с тестовыми заданиями. Правила игры заключаются в следующем, чтобы стать отличником и получить оценку «5» на уроке, нужно ответить на 15 вопросов. Есть также две несгораемые оценки «3» и «4» 100 очков 200 очков 300 очков 500 очков 1000 — 1-ая несгораемая оценка «3» 2000 очков 4000 очков 8000 очков 16000 очков 10. Награждение Пример индивидуального задания Приложение 1. Дети очень любят работать в парах, в группе, команде. Лото «Почему их так назвали? Игра использована при закреплении темы «Почему их так назвали? Каждая пара получает игровую карточку. Ребята внимательно изучают игровую карту. Затем ребятам предлагается по очередивытягивать фишки с текстом или загадками. Дети находят рисунок к соответствующему тексту, называют название растения или насекомого и забирают карточку. Используя на уроке лото при закреплении, мы стимулируем интерес к обучению. В ходе игры дети проявляют свою самостоятельность, учатся сопоставлять, сравнивать, анализировать материал, который они изучили, тренируют память и внимание. Опыт использования игрового момента на уроках окружающего мира, позволяет разрядить обстановку, снимает напряжение и повышает интерес. Нельзя не отметить, что игра создает благоприятную почву для развития памяти, внимания, мышления, речевой деятельности. На уроках окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны», дети делятся на три группы: «Ботаники», «Экологи» и «Зоологи». Заранее 20 выбираются руководители групп, которые дают своей группе собрать материал по теме. Первой группе требовалось составить рассказ о видах и способах приспособления растений к данной местности. Второй — о видах и местах обитания животных в данной местности. А группа экологов выявляет экологические проблемы данной природной зоны и разрабатывает рекомендации и предложения по охране ее территории, рисуют экологические знаки. Команды делают презентации, а руководитель защищает группы работу. Ее можно использовать при закреплении при закреплении знаний на изученные темы. Класс разбивается на 3 — 5 команд, причем каждая команда создается из ребят разных способностей, чтобы команды были равные по силам. В классе расставлены столы, количество которых зависит от количества выбранныхтем. На столах лежат номера столов, задания для каждого игрока по разным темам, причем задания 3-х уровневые по способностям обучающимся, задания в конверте пронумерованы и каждый ученик знает свой номер задания. Можно делать задания по 3-х уровневым тестам, разложить распечатанные тесты на столах и заранее объявить обучающимся задания какого уровня он решает. Ребята тянут жребий, кто с какого стола, по какой теме начинает работать, в каком порядке. За каждым столом сидит эксперт им может быть сильный ученик данного класса или старшеклассник, который проверяет правильность решения задачи. Контрольная карта с решением задач должна быть у каждого эксперта за каждым столом начисляет количество баллов за каждую решенную задачу в индивидуальные карточки каждому ученику, ставя свою роспись и баллы в фонд команды, ставя их в карточкукоманды. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и каждому ученику выставляется средняя оценка в журнал по их индивидуальным карточкам. Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, ресурсамисети Интернет, учебником, используютметод поиска 21 и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность. Одни в процессе изучения темы лучше усвоили раздел «Виды животных», другие «Виды растений», третьи — экологические темы. Затем представители из группы выступают с полученными выводами перед другими участниками и, в результате такой работы, ребята обмениваются усвоенными знаниями, а «чужие» знания становятся общими». Для развития креативного мышления использую на своих уроках ролевые игры. Отличается от игр тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определенные роли. При изучении темы «За покупками» дети исполняли роли «Покупателя - продавца». Предлагаю в классе главные роли также стеснительным и замкнутым ребятам. Чтобы не отбить у них желание участвовать в выполнении таких заданий, необходимо создать ситуацию успеха, для чего рассказывать вместе с. В этом случае учитель берет на себя развитие диалога, при этом ребенокне чувствует себя неуютно, потому что легко отвечает на вопросы и сам задает. Небольшие ролевые игры могут быть частью «сочинялок» Например: «Встретились три брата: Март, Апрель и Май — и заспорили, кто из них самый умный да красивый, трудолюбивый да богатый. Послушаем братьев и попробуем найти правого.» «Разговорились как-то кухонные предметы: запыхтел самовар, забренчали чашки, заохала сковорода. Все стали вспоминать истории, которые с ними приключались.» «Пришла Оля в магазин игрушек. Сколько там разных кукол, плюшевых зайцев, слонов и крокодилов! Тут и мягкая мебель, и чудесная посуда. Не знает Оля, какую игрушку выбрать. Вот и стали игрушки себя хвалить.» Преимущества ролевой игры: 22 1. Помогает ученику выразить скрытые чувства. Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения. Моделирование - это процесс создания моделей их использования обозначение, схемы, цепи и т. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о. Вместе с тем, процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы детей, их непосредственное участие в построении моделей. Всё это активизирует познавательную деятельность детей и помогает им устанавливать связи, существующие в природе. Например, изучая тему «Природа в опасности», знания об отрицательном воздействии человека на природу систематизируются в процессе построения модели «Влияние человека на природу». На этом этапе заполняется левая половина схемы; стрелки желательно использовать красного цвета, служащего сигналом опасности. А затем целесообразно закончить построение модели, показав в правой части способы охраны природы включая и некоторые правила личного поведения. Стрелки в этой части модели лучше сделать зелёного цвета. После построения модели желательно предложить одному - двум ученикам рассказать по ней об отрицательном и положительном влиянии человека на природу, обобщая изученное на уроке. Рассматривая взаимосвязи в природе, а именно темы «Кто, чем питается», «Цепи питания» тоже есть необходимость в построении моделей. Сначала учимся с ребятами распределять животных по особенностям питания: - растительноядные; - насекомоядные; - хищные; 23 - всеядные. Каждая модель в этой схеме — прямоугольник с изображением животного, причём мы договариваемся с детьми о том, что: - растительноядные условно будут отмечаться зелёным прямоугольником; - насекомоядные — жёлтым; - хищные — красным; - всеядные — белым. «Корм животных» можно изображать в виде рисунков, либо в виде прямоугольников со словами. Можно предложить каждой группе или паре конверт, в который вложены изображения различных животных и название корма или его изображение. Задание обучающимся: определить чем питается то или иное животное и к какой группе его можно отнести по особенностям питания. Задание для детей достаточно сложное, поэтому обязательно надо включать тех животных, которые знакомы детям. На обратной стороне открыток может быть помещена информация об особенностях питания животного, которой дети могут воспользоваться при выполнении задания или для самопроверки. Затем через 1-2 минуты ученик от каждой группы или пары выходит к доске и докладывает результаты работы, располагая открытки с рисунками или фотографиями в таблицу данного вида: Растительноядные Насекомоядные Хищные Всеядные белка синица волк медведь Затем можно переходить к теме «Цепи питания», где ребятам тоже предлагаются карточки с изображениямиживотныхсначала на доске, где они с помощью учителя составляют «цепь питания», объясняя, как звенья цепи связаны между. Дети объясняют: «Лесные мыши кормятся жёлудями дубов, но сами мыши добыча сов». Таким образом, обучающиеся узнают, что «цепи питания» начинаются с растений — это первое звено. Второе звено цепи — растительноядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные. Рассказ сопровождается построением опорной модели: Для закрепления предлагается поработать в парах или в группах, где ребята получают конверт с упражнениями вида: составь «цепь питания», используя карточки с изображением капусты, слизней, жабы. Расскажи, как связаны они между. Каждая группа пара составляет разные цепи питания. Через две минуты один ученик из пары или группы выходит к доске, строит пищевую цепь и рассказывает о связях данных организмов. После того как на доске появляются все цепи питания, учитель моделирует ситуации по схеме. Например, после составления модели: капуста - слизни - жаба, учитель убирает один из компонентов цепи и спрашивает: - Что случится, если мы уничтожим жаб? Слизни съедят всю капусту. Таким образом, мы выходим на значимость каждого компонента пищевой цепи и наглядно показываем детям важность сохранения природных цепей питания. Игровое моделирование важно использовать и на других уроках окружающего мира. Например, изучая тему «Планеты Солнечной системы», совместно с ребятами можно составить модель Солнечной Растительноядные животные Хищные Насекомоядные животныеРастения 25 системы с помощью пластилина или специально подготовленных моделей планет. Очень важны для понимания детьми многих вопросов программы представления о частицах, из которых состоят вещества. Без этих представлений невозможно понять природу процессов растворения, испарения, круговорота воды в природе, изменения объёмов тел при нагревании и охлаждении. А сформировать удетей представления о частицах поможет построение объёмных моделей из пластилина или бумажных кружков. Разумеется, пластилиновые шарики и бумажные кружки, не передают истинной формы и тем более размеров частиц. Моделирование развивает логическое и креативное мышление обучающихся. Очень любят дети логические задачи. Что такое логическая задача? Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логическиезадачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид — загадки. Особая ценность логических задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребенка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека. Исходя из этого, можно оценить и значение высказывания выдающегося педагога Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить». Логическая задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого 26 есть другое мнение?», «Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найдите доказательства», «Не верим! Использование различного типа логических задач помогает мне придать обучению поисковыйхарактер, развить у обучающихся способность к избирательномуиспользованиюзнанийи поиску наиболее целесообразных действий при решении учебных задач. Этот метод создает ситуацию, при которой ребенок осознает необходимость приобретения соответствующих знаний и умений. Логическую задачу нельзя решить «сходу» — она требует рассуждения, раздумья, анализа. Если ученик не может дать правильный ответ, то он совместно с другими участниками процесса учения обучения ищет пути выхода из создавшегося положения. Первым шагом при этом оказывается оценка того, почему задача не решается, а вторым — приобретение новых знаний или переоценка уже имеющихся. В первом классе с целью проверки умения решать логические задачи можно использовать самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идет о загадках. Даю задание на дом: найти вместе с родителями загадки о природе солнце, ветре и т. Вот какие загадки подготовили первоклассники при изучении темы «Времена года»: Если дождик бьет в лицо, Выросла сосулька Ветер треплет деревцо, За ночь у окна. Тучи по небу плывут, Ручеек забулькал. Логическиезадачимогут быть выражены в виде проблемных вопросов. Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв? Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь? Проблема может быть 27 выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные и человек. Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи. Например, с какими животными сравнивают человека. С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый, медлительный, хитрый и т. Дополни высказывания: Радость - свет, а горе - …. Весна — рассвет, а осень-…. Соедини линиями начало и конец пословиц: Береги платье снову, а…. Жить душа в душу. Соедини линиями слова противоположного значения: доброта трудолюбие справедливость трусость честность лживый правдивый несправедливость леность бесчестный смелость злой Игра «Путаница». Соедини линиями название животного с соответствующим символом. Так же я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность обучающихся начальной школы. На своих уроках люблю использовать следующие методические приёмы, развивающие креативное мышление обучающихся. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивойрефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. В этом мне помогаютсоставление с детьми синквейнов. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по определенным правилам: 1 строка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Например, при изучении темы «Какой бывает транспорт», дети составили следующий синквейн: Автомобиль Быстрый, скоростной Движется, мчится, сигналит. Автомобиль облегчает человеку передвижение Средство повышенной опасности. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. Фиксируется время на данный вид работы. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения. Он стимулирует участников задействовать свое воображение и творчество, помогает в выборе ценностей и выявлении альтернатив. Правила для участника «мозгового штурма». Никакой насмешки над идеями других! Не отбрасывай никаких идей из-за того, что они не подходят к принятым схемам. Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы: обучающиеся, предлагающие новые варианты решения задачи; обучающиеся, обрабатывающие предложенные решения. Различают индивидуальные, парные и групповые мозговые атаки. Парная мозговая атака очень помогает обучающимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу обучающихся. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Обучающимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. При знакомстве с исходным содержанием, обучающиеся сопоставляют «свою» версию и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется в начале урока, однако в конце урока целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствуетактивизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее — крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Системы органов человека» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить следующий кластер: в центре будет «Человек» это главное в темевокруг — системы органов пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, …причем, каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции некоторые из них дети уже могут знать. И так «гроздь» разрастается. При изучении темы «Царство живой природы» дети составили следующий кластер: Механизм ЗУХ знаю, узнал, хочу узнать Знаю Узнал новое Хочу узнать поподробнее. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Данный приём позволяет учителю проконтролировать работу 32 каждого ученика на уроке, его понимание интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На э тапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации — вторая колонка и на этапе Рефлексии — третья. Прием «Корзина» идей, понятий. Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Прием «Инсерт» пометки на полях: «V» - я так думал, «+» -новая информация, «-» -у меня по — другому, «+!»- ценная информация, «?»-не очень понятно, я удивлен. Данный прием требует от ученика не привычногопассивногочтения, активного и внимательного. Он обязываетне просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Метод контрольных вопросов МКВ - один из методов психологической активизации творческого процесса. Цель метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это. Дети могут увидеть в данном изображениидесятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа. Данный друдл может быть всем, что ему припишут дети. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим не то, что изображено на рисунке. Проявите свои креативные способности. Реально для каждого изображения возможно более 15 различных толкований. Описанные методы и приемы позволяют помочь обучающимся стать более самостоятельными, мыслить креативно, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовыерецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений. Общеизвестно ярко проявляющееся стремление ребёнка к сочинительству историй и придумыванию несуществующих событий, именуемых фантазированием или «бескорыстной ложью». Так в 4 классе, при изучении темы «Организм человека» был задан проблемный вопрос «Смогут лисо временем роботы заменить человеческиймозг и разум? Этот вопрос потребовалот детей ответа в форме творческой работы с элементами фантазии. Это явление тесно связано с исследовательской активностью имеет творческий характер. Творческие задания гуманитарного цикла включают различные виды работ. Научные исследования доказали, что неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас существенно могут затормозить процесс творчества обучающихся. Важным средством развития интеллектуального и креативного мышления являются суждения, выводы или умозаключения. Одним из средств развития способностей к суждениям являются тесты. При проведении тестов вопросы творческого характера оцениваю по полноте раскрытиятемы «полно»,«недостаточно полно», «неполно». Например, в тесте по теме: «Почва», детям было предложено такое творческое задание: объясните смысл поговорки: «Один человек оставляет след, сотня тропу, тысяча — пустыню». Проектная деятельность на уроках окружающего мира Благоприятные условия для развития креативного мышления оказывает проектная деятельность обучающихся. В своейработе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода - возможность объединения урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Проектная деятельность обучающихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Учебный проект — это совокупность задания учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной гипотезой или намеченной целью. На мой взгляд, проект — это П — практическое; Р — решение; О — обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива; Е — единое; К — коллективное; Т — творчество. Создание проекта — это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков, в первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Обучающиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Мы совершили первые шаги в проектную деятельность во 2 классе. Цель: вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс.» Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые 37 определили, что одним из ведущих новообразованийэтого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность. Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходитв процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого проекта лежит некая проблема, из которойвытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Задачи проекта — 1. Идея проекта: С помощью куклы символа Анечки дети совершают виртуальное путешествие по Росси. Анечка знакомится с историей различных населённых пунктов, с их достопримечательностями, традициями, знаменитыми жителями. Участники проекта оформляют viki- страничку «Мой город. Встеча куклы Анечки - символа России. Экскурсия с Анечкой «Достопримечательности нашего поселка». Отметка на ленточке куклы название нашего поселка Первомайский. Пересылка куклы следующему участнику другого города. Мы отправили куклу в Воронежскую область, село Малые Алабухи Результат: 1. Оформление ВИКИ-страницы нашей команды «Непоседы». Фоторепортаж «Поселок Первомайский — наш дом родной». Видеоролик «У моей России длинные косички». Плейкаст «Край родной, навек любимый! В результате, проведенногопроектадети познакомились с ровесниками из разных угЀ Clipping is a handy way to collect and organize the most important slides from a presentation. You can keep your great finds in clipboards organized around topics. Start clipping No thanks. You just clipped your first slide! Clipping is a handy way to collect important slides you want to go back to later. Now customize the name of a clipboard to store your clips.